21:55 Самочинное (самовольное) строительство |
І. Понятие и сущность самочинного (самовольного) строительства В современной правовой системе Украины употребляется два термина: самовольное строительство и самочинное строительство. Второй из названных терминов введен в оборот с вступлением в силу Гражданского кодекса Украины (далее – ГК)[1], однако существуют они параллельно и обозначают одно и тоже явление. В частности, в тексте Инструкции о порядке проведения технической инвентаризации объектов недвижимого имущества [2] слово "самовольное" во всех падежах и числах заменено словом «самочинное» в соответствующем падеже и числе согласно с Приказом Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства № 42 от 08.02.2006 года[3]. В некоторых нормативно-правовых актах такого приведения терминологии в соответствие с ГК Украины не осуществлено, но они также регулируют отношения по поводу самочинного строительства.
В части вышеуказанной нормы – ч.1 ст. 376 ГК Украины – дублирует указанное определение и ч. 10 ст. 29 Закона Украины «О планировании и застройке территорий», согласно которой осуществление строительных работ на объектах градостроения без разрешения на выполнение строительных работ либо его перерегистрации, а также осуществление не указанных в разрешении строительных работ считается самовольным строительством и влечет за собой ответственность согласно с законодательством[5]. По аналогии выполнение подготовительных работ без разрешения на выполнение подготовительных работ либо выполнение подготовительных работ, не предусмотренных указанным разрешением, считается самочинным строительством с соответствующими последствиями в части применения штрафных санкций. Также один из случаев, когда строительство является самочинным, определяет Положение о порядке предоставления разрешения на выполнение строительных работ, утвержденное Приказом Госстроя Украины от 05.12.2000 №273 и зарегистрированное в Министерстве юстиций Украины 25.12.2000 за № 945/5166. Согласно п.п. 3.2, 3.13 указанного Положения, Инспекция госархстройконтроля обязана в срок, что не превышает один месяц, рассмотреть поданные застройщиком (заказчиком) документы и принять решение о предоставлении разрешения на выполнение строительных работ и выдать его либо предоставить обоснованный отказ (для индивидуальных застройщиков этот срок не превышает 15 дней); продление срока действия разрешения осуществляется на основании письма застройщика (заказчика), в котором предоставляется перечень выполненных на объекте градостроения работ, указываются ответственные за осуществление строительных работ инженерно-строительные работники строительной организации, работники, которые осуществляют технический и авторский надзор. Если разрешение на выполнение строительных работ не было своевременно продлено после окончания его срока, то строительство считается самовольным. Одновременно, согласно п. 3.2 Инструкции о порядке проведения технической инвентаризации объектов недвижимого имущества, утвержденной Приказом Госстроя Украины от 24.05.2001 № 127 и зарегистрированном в Министерстве юстиций Украины 10.06.2001 за № 582/5773, не относятся к самовольному строительству: 1) При строительстве домов усадебного типа – возведение на земельном участке временных строений (навесов, палаток, киосков, кровель, летних душевых, теплиц, покрытых полиэтиленовой пленкой), которые не требуют выполнения работ по обустройству фундаментов; перестановка оборудования в пределах предназначенных помещений; обустройство или закрытие дверных либо оконных проемов; увеличение либо уменьшение площадей за счет демонтажа или устройства перегородок, кладовых, снос печей и голландок; перепланировка, не связанная с изменением (увеличением или уменьшением) жилой либо вспомогательной площадей; - текущий ремонт строений и сооружений без изменения назначения помещений; - замена материала стен домов садового тика, строений без увеличения размера фундамента или поверхности (допустимое отклонение площади 5%)[2]. ІІ. Порядок узаконивания самочинного строительства В соответствии со ст. 376 ГК Украины, лицо, которое осуществило либо осуществляет самочинное строительство недвижимого имущества, не приобретает права собственности на него. Указанная норма является исключением из общего правила приобретения права собственности на вновь созданное имущество лицом, которое его создало [1]. Для объектов самочинного строительства законодательством предусмотрен ряд правовых ограничений. В частности, согласно п.2.1 Инструкции о проведении раздела, выдела и расчета долей объектов недвижимого имущества, утвержденной Приказом Министерства по вопросам жилищно-коммунального хозяйства Украины от 18.06.2007 года № 55 и зарегистрированной в Министерстве юстиций Украины 6.06.2007 за № 774/14041, объекты недвижимого имущества, которые подлежат технической инвентаризации согласно Инструкции о порядке проведения технической инвентаризации объектов недвижимого имущества[2], а также единые имущественные комплексы, которые принадлежат на праве собственности и размещены на одном земельном участке, могут быть поделены на самостоятельные объекты недвижимого имущества. Однако, согласно п. 2.3 Инструкции о проведении раздела, выдела и расчета долей объектов недвижимого имущества, не подлежат разделу объекты недвижимого имущества, в состав которых входят самовольно построенные (реконструированные, перепланированные) объекты недвижимого имущества. Вопросы о разделе объектов недвижимого имущества могут рассматриваться лишь послу признания права собственности на них в соответствии с законом. Кроме этого, как разъясняется в п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда Украины от 30.05.2008 № 7 «О судебной практике в делах о наследовании», если наследодателем было осуществлено самовольное строительство, к наследникам переходит право собственности на строительные материалы, оборудование и т.д., которые были использованы в процессе этого строительства[8]. Именно на материалы, оборудование и т. д.,а не на самовольно построенный объект недвижимого имущества. Согласно ст. 376 ГК Украины, право собственности на самочинно построенное недвижимое имущество может быть по решению суда признано за лицом, которое осуществило самочинное строительство на земельном участке, который не был ему отведен для этой цели, при условии предоставления земельного участка в установленном порядке лицу под уже построенное недвижимое имущество. Поэтому необходимыми условиями узаконивания в судебном порядке самочинно построенных объектов является: отведение для этой цели в установленном порядке застройщику земельного участка; отсутствие возражений со стороны собственника земельного участка; отсутствие нарушения в результате самочинного строительства прав иных лиц. Тоже самое утверждается и в Постановлении Высшего Хозяйственного Суда Украины от 15.01.2008 года в деле N 30/334[9]. К исковому заявлению о признании права собственности на самочинно построенное имущество должны быть приложены следующие документы: справка БТИ о проценте готовности объекта самочинного строительства, технический паспорт строения; техническое заключение проектной организации (специалиста, эксперта) о соответствии состояния объекта самочинного строительства государственным строительным нормам (состояние несущих и оградительных конструкций, фундаментов, стен, перекрытий, обеспечения инженерными сетями, согласования с соответствующими службами подключения к внешним сетям) с указанием процента готовности объекта и возможности его дальнейшей эксплуатации, в которое должны быть включены генплан, архитектурно-строительные решения, конструктивные решения; документ, который удостоверяет право собственности или пользования земельным участком, а в случае, если застройщик (заказчик) не является собственником или пользователем земельного участка, также подается нотариально удостоверенное согласие собственника земельного участка на застройку этого участка, а если участок находится в пользовании, - нотариально удостоверенное согласие собственника и пользователя земельного участка на его застройку; заключения государственных органов, которые осуществляют контроль за соблюдением природоохранных, санитарно-гигиенических, противопожарных требований; заключение Управления архитектуры и градостроительства исполкома городского Совета о возможности сохранения (как противовеса сносу) самочинно построенного объекта При наличии могут также быть приложены решения исполнительного органа соответствующего совета либо местной государственной администрации о разрешении на строительство объекта градостроения и проект выполнения подготовительных работ. В разъяснении Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Украины от 01.09.2006 « О строительстве на частном участке сауны по личному проекту» поясняется, что вопросы, связанные с планированием, застройкой населенных пунктов согласно с предоставленными полномочиями в сфере градостроения, относятся к компетенции местных государственных администраций, органов местного самоуправления, а также специально уполномоченных органов по вопросам градостроительства и архитектуры[10], поэтому ответчиками по иску о признании права собственности на самочинное строительство правильно указать соответствующий городской совет и отдел архитектуры и градостроительства исполкома соответствующего совета. ІІІ. Гражданско-правовая ответственность за самочинное строительство: перестройка, снос самичинно построенного имущества, возмещение причиненных самочинным строительством убытков Как разъяснено в Постановлении Высшего Хозяйственного Суда Украины от 20.03.2007 года в деле 4/54-77[14], ст. 153 Земельного кодекса (далее - ЗК) Украины гарантирует неприкосновенность права собственности на земельный участок. Собственник вправе требовать восстановления состояния земельного участка, которое существовало до нарушения прав, и предупреждения совершения действий, которые нарушают права либо создают опасность нарушения права. В тоже время, согласно ст. 212 ЗК Украины, возвращение самовольно занятых земельных участков производится по решению суда. Самовольно занятые земельные участки подлежат возврату собственникам либо землепользователям без возмещения затрат, понесенных во время незаконного пользования ними. Приведение земельных участков в пригодное для пользование состояние, включая снос домов, строений и сооружений, осуществляется за счет граждан либо юридических лиц, которые самовольно заняли земельные участки[15]. Кроме этого, согласно ст. 376 ГК Украины, в случае существенного отклонения от проекта, что противоречит общественным интересам либо нарушает права иных лиц, существенного нарушения строительных норм и правил суд по иску соответствующего органа государственной власти либо органа местного самоуправления может постановить решение, которым обязать лицо, которое осуществило (осуществляет) строительство, провести соответствующую перестройку. Если проведение такой перестройке является невозможным либо лицо, которое осуществило (осуществляет) строительство, отказывается от ее проведения, такое недвижимое имущество по решению суда подлежит сносу за счет лица, которое осуществило (осуществляет) строительство. Лицо, которое осуществило (осуществляет) самочинное строительство, обязано возместить расходы, связанные с приведение земельного участка в предварительное состояние[1]. Согласно Постановления Пленума Верховного Суда Украины от 30.05.2008 года № 7 «О судебной практике в делах о наследовании», в случае сноса самочинного строительства обязанность возместить стоимость расходов на его снос и приведение земельного участка в предварительное состояние переходит и к наследникам, которые приняли наследств[8]. ІV. Административная и уголовная ответственность за самочинное строительство Так, Кодексом Украины об административных правонарушениях (далее - КоАП) предусмотрены следующие виды правонарушений и санкции за их совершение в сфере самочинного строительства: Несоблюдение экологических требований во время проектирования, размещения, строительства, реконструкции и принятии в эксплуатацию объектов или сооружений, а так же несоблюдение сроков, установленных для каждого этапа строительства природоохранных объектов или сооружений, либо сроков принятия их в эксплуатацию - влечет за собой наложение штрафа на граждан от одного до пятнадцати необлагаемых минимумов доходов граждан, на должностных лиц – от пяти до двадцати необлагаемых минимумов доходов граждан. Статья 96. Несоблюдение государственных стандартов, норм и правил во время проектирования и строительства Несоблюдение государственных стандартов, норм и правил по время проектирования, размещения, подготовительных работ к строительству, строительству и реконструкции, а также само принятие в эксплуатацию объектов или сооружений, возведенных с нарушением законодательства - влечет за собой наложение штрафа на граждан от одного до десяти необлагаемых минимумов доходов граждан, на должностных лиц – от пяти до двадцати необлагаемых минимумов доходов граждан. Предоставление недостоверной информации об условиях проектирования и строительства или необоснованный отказ в предоставлении такой информации - влечет за собой наложение штрафа на должностных лиц от двух до пяти необлагаемых минимумов доходов граждан. Проектирование объектов и сооружений с нарушением утвержденной в установленном порядке градостроительной документации, выполнение строительных либо реставрационных работ без разрешения или утвержденного проекта либо с отклонением от него - влечет за собой наложение штрафа на граждан от одного до десяти необлагаемых минимумов доходов граждан, на должностных лиц – от пяти до двадцати необлагаемых минимумов доходов граждан. Статья 97 Самовольное строительство домов или сооружений Самовольное строительство домов или сооружений, а также самовольное изменение архитектурного вида домов или сооружений во время эксплуатации - влечет за собой наложение штрафа на граждан от пяти до десяти необлагаемых минимумов доходов граждан, на должностных лиц – от девяти до восемнадцати необлагаемых минимумов доходов граждан. Дела об административных правонарушениях, связанные с несоблюдением экологических требований во время проектирования, размещения, строительства, реконструкции и принятии в эксплуатацию объектов или сооружений, несоблюдение государственных стандартов, норм и правил во время проектирования и строительства, а также самовольным строительством домов либо сооружений (статьи 79-1, 96, 97 КоАП) рассматривает, согласно ст. 244-6 КоАП, Государственная архитектурно-строительная инспекция Украины и ее территориальные органы на местах. От имени инспекции государственного архитектурно-строительного контроля рассматривать дела об административных правонарушениях и налагать административные взыскания имеют право начальник Государственной архитектурно-строительной инспекции и его заместители, начальники инспекций государственного архитектурно-строительного контроля и из заместители. Статья 150. Нарушение правил пользования жилыми домами и жилыми помещениями Нарушение правил пользования жилыми помещениями, санитарного содержания мест общего пользования, лестничных клеток, лифтов, подъездов, придомовых территорий, нарушение правил эксплуатации жилых домов, жилых помещений и инженерного оборудования, бесхозяйственное их содержание, а также самовольное переоборудование и перепланирование жилых домов и жилых помещений, использование их не по назначению, порча жилых домов, жилых помещений, их оборудования и объектов благоустройства - влекут за собой предупреждение либо наложение штрафа на граждан от одного до трех необлагаемых минимумов доходов граждан и предупреждение либо наложение штрафа на должностных лиц – от трех до семи необлагаемых минимумов доходов граждан. Дела о правонарушениях, предусмотренных ст. 150 КоАП, рассматривают, согласно ч. 2 ст. 218 КоАП, административные комиссии при исполнительных органах соответствующих Советов[17]. В свою очередь, Уголовный кодекс Украины содержит статью 197-1, которой предусмотрена уголовная ответственность за самовольное занятие земельного участка и самовольное строительство. Согласно указанной статьи: 1.Самовольное занятие земельного участка, которым причинен значительный вред ее законному владельцу либо собственнику, - наказывается штрафом от двухсот до трехсот необлагаемых минимумов доходов граждан либо арестом на срок до шести месяцев. 2. Самовольное занятие земельного участка, совершенное лицом, ранее судимым за преступление, предусмотренное этой статьей, либо группой лиц, либо относительно земельного участка особо ценных земель, земель в охранных зонах, зонах санитарной охраны, санитарно-защитных зонах или зонах особого режима использования земель, - наказывается ограничением свободы на срок от двух до четырех лет либо лишением свободы на срок до двух лет. 3. Самовольное строительство строений либо сооружений на самовольно занятом земельном участке, указанном в части первой этой статьи, - наказывается штрафом от трехсот до пятисот необлагаемых минимумов доходов граждан либо арестом на срок до шести месяцев, либо ограничением свободы на срок до трех лет. 4. Самовольное строительство строений либо сооружений на самовольно занятом земельном участке, указанном в части второй этой статьи, либо совершенное лицом, ранее судимым за такое же самое преступление, либо преступление, предусмотренное частью третьей этой статьи, - наказывается лишением свободы на срок от одного до трех лет. Примечание. Согласно этой статьи вред, предусмотренный частью первой этой статьи, признается значительным, если он в сто и больше раз превышает необлагаемый минимум доходов граждан[18]. В соответствии с ч. 2 ст. 112 Уголовно-процессуального кодекса Украины, в делах о преступлениях, предусмотренных ст. 197-1 УК Украины, досудебное следствие проводится следователями органов внутренних дел[19]. Выявление и первичный учет самочинно построенной недвижимости осуществляется, согласно Инструкции о порядке проведения технической инвентаризации объектов недвижимого имущества[2], бюро технической инвентаризации. Как указывается в данной Инструкции, выявленные в установленном порядке самовольно построенные дома либо пристройки к домам, хозяйственные сооружения (пристройки), торговые, хозяйственные киоски и павильоны, металлические гаражи, подлежат инвентаризации с включением их в плановые и иные материалы. В случае самочинного строительства на оригиналах инвентаризационного дела, технического паспорта и копиях плановых и оценочных материалов, которые выдаются собственникам, на свободном от записей месте, с лицевой стороны проставляются штампы установленного образца. При выявлении такого самочинного строительства БТИ обязано сообщить об этом местные органы государственной исполнительной власти или органам местного самоуправления в форме, указанной в данной Инструкции. Сообщения заполняются лицами, которые проводят инвентаризацию, подписываются соответствующими должностными лицами БТИ. Книга учета выявленных случаев самочинного строительства и отклонений от утвержденных проектов ведется по каждому населенному пункту, который обслуживается. После получения БТИ решения местного органа государственной исполнительной власти относительно самочинного строительства в примечаниях ранее проставленных штампов вносится запись номера и дата этого решения. Указанные записи в технических паспортах скрепляются подписью руководителя и печатью бюро. Однако наличие самочинного строительства не является препятствием для выдачи изготовленных материалов заказчику. Использованные источники: 1. Цивільний кодекс України від вiд 16.01.2003 року. 3. Наказ Міністерства будівництва, архітектури та житлово-комунального господарства N 42 від 08.02.2006 року. 4. Постанова Вищого Господарського Суду України від 14.03.2007 року у справі N 11/510-05. 5. Закон України «Про планування і забудову територій» від 20.04.2000 року № 1699-III. 6. Положення про порядок надання дозволу на виконання будівельних робіт, затверджене Наказом Держбуду України від 05.12.2000 N 273 та зареєстроване в Міністерстві юстиції України 25 грудня 2000 р. за N 945/5166. 7. Інструкція щодо проведення поділу, виділу та розрахунку часток об’єктів нерухомого майна, затверджена Наказом Міністерства з питань житлово-комунального господарства України від 18.06.2007 року N 55 та зареєстрована в Міністерстві юстиції України 6 липня 2007 р. за N 774/14041. 8. Постанова Пленуму Верховного Суду України від 30.05.2008 року N 7 «Про судову практику у справах про спадкування». 9. Постанова Вищого Господарського Суду України від 15.01.2008 року у справі N 30/334. 10. Роз’яснення Міністерства будівництва, архітектури та житлово-комунального господарства України від 01.09.2006 року «Щодо будівництва на приватній ділянці сауни за особистим проектом». 11. Цивільний процесуальний кодекс України від 18.03.2004 року. 12. Декрет Кабінету Міністрів України «Про державне мито» від 21.01.1993 року № 7-93. 13. Порядок оплати витрат з інформаційно-технічного забезпечення розгляду цивільних справ, затверджений Постановою Кабінету Міністрів України від 21 грудня 2005 р. N 1258. 14. Постанова Вищого Господарського Суду України від 20.03.2007 року у справі N 4/54-77. 15. Земельний кодекс України від 25.10.2001 року. 16. Житловий кодекс України від 30.06.1983 року. 17. Кодекс України про адміністративні правопорушення від 07.12.1984 року. 18. Кримінальний кодекс України від 05.04.2001 року. 19. Кримінально-процесуальний кодекс України від 28.12.1960 року. |
|
Всего комментариев: 0 | |